Посольство России в Хорватии

На главную

 


 


*****

 

Президент России

Правительство России

МИД России

 

  

*****

  
Russia today


РИА-Новости


ИТАР-ТАСС

Голос России

Россия между строк

 

 

 


 

О российской политике в Юго-Восточной Европе


    

Регион Юго-Восточной Европы традиционно было важным направлением внешней политики России. Нас объединяет общая история, прочные узы дружбы с народами этой части Европы, со многими - единые славянские корни и культурно-языковая близость.

Драматические события в СССР и Югославии начала 1990-х стали серьезным испытанием для всех нас. В 1990-1991 гг. Москва приняла ряд дипломатических шагов по урегулированию ситуации в СФРЮ. Однако распад СССР и последовавшие за этим события не позволили России продолжить усилия по деэскалации югославского кризиса. Инициатива в этом вопросе перешла к странам Запада. Конфликтов, ставших одними из самых кровопролитных в истории современной Европы, избежать не удалось.

Начиная со второй половины 1990-х гг. важнейшим направлением российской политики стало поддержание процессов постконфликтного восстановления, выстраивание добрососедских отношений в регионе. Россия является одним из участников боснийского урегулирования. Здесь наши взгляды во многом совпадают с хорватскими. Будучи одним из гарантов Дейтонского соглашения мы выступаем за суверенитет и территориальную целостность БиГ, децентрализированную систему принятия решений, неукоснительное следование принципам компромисса и консенсуса. Как и Хорватия, считаем, что залогом устойчивого развития БиГ является гарантированное Дейтоном подлинное равноправие всех трех государствообразующих народов – хорватов, сербов и бошняков. Полагаем, что наибольший ущерб этому принципу нанесли прежде всего действия Высоких представителей в БиГ. Считаем, что присутствие АВП больше не требуется, а всю полноту ответственности за происходящее в стране должны взять сами боснийцы.

Много лет мы безуспешно пытались обратить внимание международного сообщества на серьезность угрозы распространения в БиГ радикальных экстремистских идей. Указывали на необходимость пристального внимания к деятельности исламского подполья со стороны международных и национальных компетентных структур, в т.ч. в контексте регионального сотрудничества.

Мы давно и регулярно привлекали внимание к угрозе исламского экстремизма исходящей из Косово, о которой в последнее время стали говорить западные СМИ и НПО. Отсутствие реального правопорядка в крае вкупе с обнищанием населения создает там «вакуум безопасности», позволяющий радикальным группировкам легче вербовать боевиков. Всего этого можно было избежать, если бы политическое урегулирование косовского вопроса осуществлялось в соответствии с резолюцией СБ ООН 1244. Почти десять лет прошло после признания США и их союзниками ОПН Косово в нарушение международного права, однако ситуация в крае в сфере безопасности, межэтнических отношений, экономики, борьбы с оргпреступностью, коррупцией и наркоторговлей лишь деградировала.

Точно так же нашу озабоченность вызывает роль внерегиональных игроков во внутриполитических делах Македонии, вызвавшая затянувшийся на несколько лет кризис в этой стране. Сегодня мы видим откровенное вмешательство США и ЕС при поддержке руководства Албании и косовского квазигосударства в дела независимого суверенного государства. Они пытаются привести проигравшую на выборах оппозицию к власти в Македонии используя албанское меньшинство. Платой за это станет принятие т.н. «тиранской платформы», откровенно провокационного документа в духе идей «Великой Албании». Он выходит далеко за рамки Охридского соглашения, завершившего конфликт 2001 г., а его реализация чревата подрывом конституционных основ, разрушением македонской государственности и дезинтеграцией страны. Хочется надеется, что Запад осознает возможные последствия своих действий. Ведь речь идет об опасности дестабилизации всего региона, и Хорватия первой из стран ЕС ощутит это на себе. Может все-таки пора дать македонцам самим решать свою судьбу – без вмешательства извне?

Нам жаль, что под внешним давлением Черногория решила предать многовековые близкие отношения с нами, поддавшись на провокационный ультиматум Запада – «либо с Россией, либо с Европой». В свое время ЕС обращался к нам с просьбой уговорить черногорцев не проводить референдум по вопросу об их отделении от СРЮ в 2011 г. Мы же не стали вмешиваться, предоставив черногорцам самим определить свое будущее. Похоже, что нынешнее руководство Черногории об этом подзабыло и теперь, надеясь на членство в ЕС, подключилось к антироссийской истерии. Раздувая миф о нашем вмешательстве в свои выборы там, правда, путаются в показаниях, именах и фамилиях якобы причастных к этому россиян, теряют улики, которых, похоже и не было вовсе, не в состоянии найти сколько-нибудь весомые доказательства. Полагаю, что этот период русофобства скоро пройдет, т.к. попросту невозможно не считаться с мнением собственного народа.

Западная паранойя по поводу наших нормальных отношений с давними партнерами на Балканах зашкаливает когда речь идет о Сербии. Ярким примером является отношение ЕС к Российско-сербскому гуманитарному центру в г.Ниш, предназначаемом для ликвидации последствий природных и техногенных катастроф. Именно через этот Центр Россия оказывала помощь во время массовых наводнений и пожаров в т.ч. на территории самих стран ЕС. Несмотря на это Брюссель активно препятствует превращению Центра в региональный, а в прессе продолжается распространение заведомой лжи о том, что он представляет собой некий вид военной базы.

В свое время мы не стали оспаривать тезис наших западных партнеров о том, что процесс интеграции государств Юго-Восточной Европы в Евросоюз обеспечит здесь стабильность и экономический рост. Сегодня ЕС присутствует во всех аспектах жизни государств региона. Вместе с тем мало кто называет ситуацию в этой части Европы стабильной и предсказуемой. Десятилетия доминирования ЕС в экономической сфере не предотвратили промышленный спад, закрытие крупных производств (особенно тех, что были в состоянии конкурировать с есовским бизнесом), падение уровня жизни населения, глобальную утечку рабочей силы в страны Евросоюза. Евроинтеграция не стала и не могла стать панацеей от всех бед.

Более того, Евросоюз стал рассматривать Юго-Восточную Европу как сферу своего исключительного влияния. На фоне событий на Украине мы своими глазами увидели, какое давление было оказано на балканские страны с тем, чтобы принудить их присоединиться к санкционным мерам ЕС против России без учета конкретных национальных интересов и традиционных связей. Подобные взаимоотношения Брюсселя со странами региона, больше напоминают средневековые отношения суверена и вассалов, а не равноправных партнеров в 21 веке.

Мы не против ЕС и его присутствия в регионе ЮВЕ. Не против евроинтеграции стран региона. Для нас важно, чтобы их сближение с ЕС не создавало новых разделительных линий в Европе, не использовалось как инструмент недобросовестной экономической борьбы Брюсселя с другими внерегиональными игроками. Нужно находить механизмы, которые позволяли бы государствам Юго-Восточной Европы получать выгоду от своего географического положения, тесного взаимодействия с партнерами и на Западе, и на Востоке, будь то Турция, Китай или Россия.

Мы по-прежнему категорически против расширения НАТО на Балканы. Этот «рудимент холодной войны» давно не в состоянии бороться с современными вызовами и угрозами и поэтому видит смысл своего существования в противостоянии с Россией. В результате более чем 20-летнего присутствия альянса на Балканах регион не стал безопаснее. Даже в натовских странах Юго-Восточной Европы население по-прежнему опасается новых конфликтов, а вся балканская политика альянса сводится к «сдерживанию» России.

Западу давно пора перестать использовать этот многострадальный регион в своих геополитических играх, делить страны по принципу – «кто не с нами, тот против нас». Необходимо выстраивать в Европе общую, равную и неделимую безопасность, в которой членам НАТО, ОДКБ и нейтральным странам будет одинаково комфортно.

В отличие от многих наших западных партнеров мы открыты для взаимодействия со всеми странами Юго-Восточной Европы вне зависимости от их блоковой принадлежности или членства в каких-либо союзах. Для нас не важно, представляет ли правительство евроскептиков или верных есовцев, католиков или православных. Если по-простому – мы сотрудничаем с теми, кто сотрудничает с нами. В результате здоровой конкуренции выигрывают все.

Хотел бы отметить, что в отличие от многих западных государств, присутствующих на Балканах, в т.ч. США, мы инвестировали миллиарды евро в экономику стран региона, наш ежегодный товарооборот также исчисляется миллиардами. Мы крайне заинтересованы в том, чтобы социально-экономическая ситуация здесь улучшалась – ведь это пойдет на пользу рядовым гражданам наших стран. И мы в наименьшей степени заинтересованы в дестабилизации региона т.к., повторюсь, в отличие от США и многих их союзников, нам есть, что терять.